Текущее состояние и динамика развития российского рынка государственно-частного
партнерства (ГЧП) анализируется в первом выпуске ежеквартального информационно-
аналитического дайджеста «Государственно-частное партнерство в России: итоги 2023 года и
основные тренды». Его подготовили Ассоциация инфраструктурных инвесторов и кредиторов
(АИИК) совместно с Минэкономразвития России и компанией «Технологии Доверия» (ТеДо) в
рамках экспертно-аналитического сотрудничества с Фондом Росконгресс. Материал приурочен
к Петербургскому международному экономическому форуму-2024.
Важным аспектом реализации проектов на принципах ГЧП является то обстоятельство,
что в условиях ограниченности бюджетных средств с привлечением частного капитала объекты
создаются раньше и быстрее начинают давать бюджетную и социально-экономическую отдачу.
Такие проекты, например, дают прирост валового регионального продукта от использования
местной продукции и привлечения локальных подрядчиков, а также за счет увеличения
заработной платы и покупательской способности вовлеченных сотрудников. Эти эффекты
наступают уже на инвестиционной стадии проекта и кратно увеличиваются на
эксплуатационной.
Дайджест содержит развернутую инфографическую информацию об основных трендах
развития ГЧП и рейтинг регионов по уровню развития ГЧП-партнерства. Отдельные блоки
документа посвящены навигатору мер поддержки ГЧП, трендам нормотворчества и
правоприменения в этой сфере.
В России по итогам 2023 года действует 3427 соглашений о реализации ГЧП-проектов на
4,8 трлн руб. общих инвестиций, включая 3,3 трлн руб. (69%) — внебюджетных, отмечается в
материале. В среднем на один проект приходится 1,4 млрд руб. общих инвестиций.
Большинство ГЧП-проектов реализуется в форме концессионных соглашений.
«Государственно-частное партнерство в условиях текущей макроэкономической
ситуации остается ключевым механизмом взаимодействия государства и бизнеса. Объем
законтрактованных в 2023 году инвестиций в проекты ГЧП достиг рекордного значения и
вплотную приблизился к отметке 1 трлн руб., что подтверждает востребованность этого
механизма у инвесторов при реализации инфраструктурных проектов. Достижению таких
результатов способствовало в том числе принятие 10 июля 2023 года системного закона No 296-
ФЗ в сфере ГЧП, над которым Минэкономразвития России как регулятор в сфере
государственно-частного партнерства работало с привлечением бизнеса, органов власти и
экспертов. В настоящее время перед нами стоят новые и амбициозные задачи, в том числе по
развитию механизмов ГЧП в космосе и промышленности, реализация которых позволит
вывести государственно-частное партнерство на новый уровень взаимоотношений бизнеса и власти», — рассказал на страницах дайджеста первый заместитель Министра экономического
развития РФ Илья Торосов.
Наибольшее количество ГЧП-проектов реализуется в сфере ЖКХ и энергоснабжения —
2763 соглашения на 1,2 трлн руб. Около 14% проектов — 489 соглашений на 0,9 трлн руб. —
реализуется в социальной сфере. Речь идет об образовании и науке, здравоохранении, спорте
культуре, досуге и туризме. Наибольший объем инвестиций законтрактован в транспортной
сфере — 117 соглашений на 2,4 трлн руб.